Храм Казанской иконы Божией Матери с.Константиново Рыбновского района Рязанской области

История прихода

На высоком правом берегу р. Оки, вниз по течению, в 50 км. от г.Рязани в с.Константиново Рыбновского района расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери.

Вид на храм с реки Оки

Согласно архивным данным впервые упоминается храм в 1619г., как дворцовая церковь и вместе с селом Константиново относилась к «дворцовому ведомству», поскольку село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова.

В 1779г. вице-канцлер Двора Императрицы Екатерины II Александр Михайлович Голицын вместо деревянной построил каменную церковь в честь Казанской Божией Матери с пределом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Это классическое произведение храмового зодчества возведено по проекту знаменитого столичного архитектора Ивана Егоровича Старова, одного из основоположников русского классицизма в архитектуре. Церковь в этот период называлась усадьбой, так как село переходило от одного хозяина к другому: в XVIII в. оно принадлежало князю Мышецкому, в XVIII в. последовательно князьям Волконскому, Голицыну, Олсуфьеву, потом помещикам Куприянову и Кулакову.

Античный идеал, основой которого провозглашается благородная простота и спокойное величие, так часто олицетворявший собой строительство нового времени, вполне нашел свое воплощение и в с. Константиново Рязанского уезда при строительстве Божиего храма.

Казанская церковь с. Константиново являет собой типичное произведение для эпохи становления классицизма. Здание построено из кирпича, оштукатурено и выбелено в белый цвет. Спокойные прямоугольные формы, сдержанный и, в тоже время, разнообразный декор в оформлении, полный достоинства, но не вычурный вид присущи храму. Наружные стены украшены круглыми и квадратными окошками над основными окнами, декоративными фронтонами на северной и южной стенах.

Храм дореволюционного периода

Колокольня Церкви с. Константиново трехъярусная. Нижний ярус в плане снаружи квадратный.

Вход с восточной стороны осуществляется через дверной проем, украшенный тремя маленькими куполами с крестами на двускатной крыше, с фронтоном и карнизами.

Второй ярус также квадратный в плане, подобный по размеру нижнему, немного суженный кверху с полукруглыми оконными проемами по одному с каждой стороны. Верхний ярус – четверик с четырьмя арочными проемами звона, украшенными полуколоннами, завершен многоступенчатым карнизом простого профиля. Венчает колокольню четырехгранная ступенчатая кровля из жести. Кирпичные четырехгранные основания шпиля и крестов на крыше украшены декоративными окошками.

Ярус звона с куполообразным потолком. Все три яруса связываются посредством деревянных лестниц.

Начиная с 1807г. церковь числилась как приходская.

Современный вид на колокольню

В 1834г. случился пожар, который сильно повредил верхнюю часть колокольни. Восстанавливал её зодчий Н.И. Воронихин, который в 1840г. возвёл верхний ярус колокольни Успенского собора Рязанского кремля.

Во владении Олсуфьевых село находилось до 1879г., когда право на него приобрели купцы братья Куприяновы из г. Богородска. К заслугам старшего из братьев – Сергея Григорьевича Куприянова относится постройка земской школы.

С. Г. Куприянов (1843 – 1923гг.) – богородский купец, ткацкий и кирпичный фабрикант, потомственный ктитор Тихвинского храма в Богородске, в 1900-е годы – председатель Богородского сиротского суда. Немало он сделал и для благоустройства Казанской церкви, ведь один из приделов, посвящен святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, а жену и старшую дочь Сергея Григорьевича звали Надеждами.

В 1891г. в храме поставили духовые печи, пол выложили дорогими тарусскими плитами.

К 1897г. братья Куприяновы поссорились между собой, и усадьба была продана.

Право на нее приобрел московский миллионер Иван Петрович Кулаков. Он был владельцем доходных домов на Хитровом рынке, а начинал работать простым буфетчиком в трактире «Каторга».

В 1903г. Ивана Петровича избрали старостой Церкви. В 1911г. «потомственный почетный гражданин и разных орденов кавалер» Иван Петрович Кулаков скончался и был похоронен в церковной ограде с. Константиново, согласно распоряжению епископа Рязанского и Зарайского Никодима (Бокова).

Самое деятельное участие принял Иван Петрович в благоустройстве храма, для которого был заказан дубовый иконостас, обновлено внутреннее убранство. Хотя и церковный причет, и все прихожане жертвовали немалые деньги на благоустройство церкви. Об этом говорит тот факт, что в 1903г. на ремонт обветшавших наружных и внутренних частей они собрали 1260 рублей, сумму, по тем временам, очень большую.

Храм после закрытия

В 1900г. в Казанском храме был сделан новый иконостас. В алтаре, трапезной и четверике храма были расписаны своды и стены. Епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Песковский) побывав в храме, отметил прекрасное внутреннее убранство, похвалил замечательную роспись (2-ую по счету), в которой использовалось золото. Особенное внимание владыки привлёк резной иконостас из дуба. Епископ отметил заслуги в украшении церкви настоятеля – протоиерея Иоанна Смирнова, а также купца Куприянова, который не жалел средств на благоукрашение храма.

Официально Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была закрыта в 1937г. Однако уже в 1922г. под видом необходимости оказания помощи голодающим Поволжья из храма изъяли церковную утварь. В 1924 г. были сняты шпили с серебряными крестами. На фотографиях заметно, что вместо креста на колокольне был водружен красный флаг, колокола сброшены, окна везде выбиты…

В начале 1920-х годов С. А. Есенин навестил свою малую Родину:

«Я посетил родимые места,
Tу сельщину, где жил мальчишкой,
Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста».

(С. Есенин, «Возвращение на Родину», 1924 г.)

С 1939 года здание храма стали использовать под склад местного колхоза. Трапезную (среднюю) часть разобрали до фундамента, а на её месте построили большой сарай. К Церкви примыкали различные строения из досок, покрытые шифером: мастерская, гараж для тракторов и другой техники, весовая для взвешивания овощей, зерна, хранящихся в здании Церкви. Трапезная и кирпичный забор вокруг Церкви были полностью разобраны.

Храм после разрушения колокольни

Пристроенные к четверику деревянные сараи

В 1952г. была разрушена колокольня. Кирпич использовали для строительства свинарника колхоза. На месте колокольни находился склад горюче-смазочных материалов. Еще в 1974г. Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов в книге «Рязанские достопамятности» отмечали: «Очень жаль, что не сохранилась колокольня константиновской церкви, ее разрушение лежит на совести односельчан Есенина».

Примечательно, что при ликвидации церквей колокольни подвергались наибольшему разорению. Не только потому, что они обычно были выше, чем основное здание и хорошо были видны, но и из-за того, что напоминали о той внешней молитве, которая, в виде колокольного звона, была слышна далеко за стенами храма.

Колокольня Церкви была уничтожена варварским способом. По словам сельчан, колокольня была подрыта со всех сторон, под фундамент были вставлены деревянные бревна, а затем подожжены. При прогорании бревен колокольня начала крениться и завалилась на бок. При этом она разрушилась на отдельные плиты, кирпичи от которых отбивались в дальнейшем с большим трудом.

Осколки колокола, найденые в земле около храма

Часть колоколов перед разрушением видимо была снята, однако все они были утрачены.

Летом 2007г. при разбивке цветников вокруг храма на глубине 30 см. случайно были обнаружены два осколка колокола.

От возведенного кирпичного храма уцелел только четверик с алтарем, с прекрасной живописной росписью, 40% которой было утрачено. В целом, роспись была скрыта под толстым смолянистым вязким слоем копоти, который образовался от выхлопных газов тракторов, приводящих веялки и сортировки в работу для обработки от мякины хранимого зерна.

Одновременно с гонением на церковь и священнослужителей советская власть стала бороться и с «Есенинщиной». С новым признанием поэта был и открыт музей его имени в 1964 г.

В 1972г. было издано решение о передаче здания Церкви музею им. С. А. Есенина, с этого года началось и восстановление храма. В 1975 году, после частичной реставрации трапезной части храма, где находится придел Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (штукатурки и побелки стен, укладки паркета и т.д.) в нем разместилась экспозиция, дублирующая материалы литературного музея, стали проводиться выставки художников.

Фасадные работы после передачи храма музею

Уже в 1979г. были проведены большие реставрационные работы, частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII в. и охраняется государством.

В 1990 года по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузьминское, Аксеново и Рязанской Епархии храм Казанской Иконы Божьей Матери был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. 25 сентября 1990 года митрополит Симон (Новиков), управляющий Рязанской Епархией, подписал указ об открытии храма.

Первые прихожане помогают восстанавливать храм

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в ней было совершено первое богослужение. В 1994 году Рязанское реставрационное управление составило проект реставрации колокольни, по смете на ее строительство понадобилось 67 млн. рублей. В 2001–2002 г. на различные пожертвования был приобретен набор колоколов.

Храм в начале 90-ых годов

Начало строительства новой колокольни

В июне 1997 года по указу архиепископа Рязанского и Касимовского Симона церковь с. Константиново становится подворьем Свято-Иоанно-Богословского монастыря.

А с января 2004 года храм вновь передается Приходскому Совету с. Константиново.

С 2005 по 2008 год были отреставрированы и расписаны заново трапезная часть храма, четверик и притвор, восстановлен и освящен главный алтарь и заменен иконостас бокового придела.

Летом 2015 года было построено здание воскресной школы.

Сейчас в храме регулярно проводятся богослужения и совершаются Таинства Православной Церкви, действует воскресная школа и приходская библиотека. Храм имеет приписную церковь в честь святых Благоверных Петра и Февронии Муромских в селе Кузьминское.

Современный вид храма

В храме Казанской иконы Божией Матери в конце XVIII века в церкви венчались все родственники С.А. Есенина. Тут же их и отпевали и хоронили рядом с церковью на кладбище на высоком берегу реки Оки. На 3-ий день после рождения (из-за болезненности) протоиерей Иоанн крестил С. Есенина. На клиросе в своё время пробовали свои голоса и отец Есенина – Александр и сам поэт.

Наверх Наверх