Православный Приход Казанской иконы Божией Матери с.Константиново Рыбновского района Рязанской области

Колокольня храма

О звоне в православной традиции

Колокола – одна из необходимых принадлежностей православного храма и единственный сигнально-музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении Богослужений.

Вид на восток от подзвонных колоколов

Современный вид храма

Православные христиане созываются к Богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и не присутствующим в храме о важнейших моментах Православного Богослужения. Наконец, колокола радуются и сопразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении. Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем поднять его на колокольню, колокол всегда освящался, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила. В чине «благословения колокола» сказано: «Яко да вси слышащие звенение его или во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имени Святого Твоего…». Напутствуемый такою церковною молитвой, колокольный звон уже не может быть пуст и прост, а укрепляет православного христианина в благочестии и вере. Слыша церковный звон, верующие люди крестятся на церковные купола, умиротворяется и напитывается радостью страждущая душа, призывая на себя благодать Божию.

Колокольный звон, собирающий прихожан на Богослужение, имеет название – благовест, что значит добрая, радостная весть. Как благовестие переводится на русский язык и слово «Евангелие». Весть эта о Христе, который вторым Своим пришествием в конце мира будет судить живых и мертвых. Сам Господь говорит, что при конце мира «пошлет ангелов Своих с трубою громогласною». Эту громогласную архангельскую трубу и призван напоминать нам колокольный благовест.

О колокольне храма

Верхний ярус колокольни

Первая колокольня нашего храма была возведена вместе с самим зданием храма в 1779году, когда вице-канцлер Двора Императрицы Екатерины II Александр Михайлович Голицын вместо деревянной построил каменную церковь в честь Казанской Божией Матери с пределом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

В 1834г. случился пожар, который сильно повредил верхнюю часть колокольни. Восстанавливал её зодчий Н.И. Воронихин, который в 1840г. возвёл верхний ярус колокольни Успенского собора Рязанского кремля.

Современная колокольня храма – новое сооружение, воздвигнутое на месте старой, уничтоженной в советский период колокольни.

В 1952 году колокольня храма была полностью разрушена варварским способом. По словам сельчан, колокольня была подрыта со всех сторон, под фундамент были вставлены деревянные бревна, а затем подожжены. При прогорании бревен колокольня начала крениться и завалилась на бок. При этом она разрушилась на отдельные плиты, кирпичи от которых отбивались в дальнейшем с большим трудом. Некоторые уцелевшие на тот момент колокола были разбиты. Кирпич использовали для строительства свинарника колхоза. На месте колокольни находился склад горюче-смазочных материалов.

Дореволюционный вид колокольни

Храм без колокольни, советский период

В 1994 году Рязанское реставрационное управление составило проект реставрации колокольни, началось строительство.

Колокольня Церкви с. Константиново трехъярусная. Нижний ярус в плане снаружи квадратный. Вход с восточной стороны осуществляется через дверной проем, украшенный тремя маленькими куполами с крестами на двускатной крыше с фронтоном и карнизами. Второй ярус также квадратный в плане, подобный по размеру нижнему, немного суженный кверху с полукруглыми оконными проемами по одному с каждой стороны. Верхний ярус - четверик с четырьмя арочными проемами звона, украшенными полуколоннами, завершен многоступенчатым карнизом простого профиля. Венчает колокольню четырехгранная ступенчатая кровля из жести. Кирпичные четырехгранные основания шпиля и крестов на крыше украшены декоративными окошками.

Ярус звона с куполообразным потолком. Все три яруса связываются посредством деревянных лестниц.

Строительство новой колокольни, 1990-ые годы

О колоколах

В 2001–2002 г. на различные пожертвования был приобретен набор колоколов в Московской колокололитейной фирме «Литекс». Мастерами-литейщиками этой фирмы отливались колокола, установленные на Поклонной горе, Прохоровом поле, в Дивеевской обители, Оптиной пустыни, городах Ставрополья, Чечни, Якутии, многих других местах России, а также зарубежья.

Освящение и установка колоколов, 2001-2002 год

Благовестный северный колокол

В настоящее время на колокольне на балках, установленных в проемах звона завешано 8 колоколов (весом 4 кг., 8 кг., 12 кг., 18 кг., 35 кг., 80 кг., 250 кг. и 650 кг.). Два из них используются как благовестные, 3 – подзвонные, 3 – зазвонные.

Благовестные колокола завешаны на северной и западной стене. На большем из них имеется надпись, указывающая на источник благотворения – «Тюменская нефтяная компания». Особый интерес представляет отлитое здесь изображение эпизода из жития святого преподобного Сергия Радонежского в момент явления ему Божьей Матери с апостолами Иоанном и Петром, надпись на нем гласит: «ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ ЧУДОТВОРЧЕ, РАДУЙСЯ, СПОДОБИВШИЙСЯ ВИДЕТИ ПРЕСВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ СО СВЯТЫМИ АПОСТОЛАМИ». Подобный сюжет представлен в виде росписи на западной стене четверика Храма.

Подзвонные колокола расположены: два – на восточной и один – на южной стенах. На большем из них надпись: «ДАР ЕНЬКОВА СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА». Можно отметить изображение двуглавого орла, находящееся на меньшем из подзвонных колоколов, с короной, державой и скипетром, гербом г. Москвы, других гербов и надписью: «С НАМИ БОГ».

Надписина колоколах

Зазвонные колокола завешаны на южной стене колокольни, здесь же оборудовано и место звонаря. На меньшем и среднем из зазвонных колоколов имеются данные о благотворителях: это – Елена Михайловна Михеева и Андрей Иванович Дукун, соответственно. Интерес представляет размещенная на среднем колоколе сцена из Новозаветной истории. Здесь изображено Рождество Христово, когда волхвы при свете Вифлеемской звезды принесли дары: золото, смирну и ладан Божественному Младенцу. На колоколе надпись: «ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВИТ ЛЮДИ СВОЯ МИРОМ».

Колокольня сейчас

На праздничные богослужения, крестные ходы и другие торжественные моменты жизни Церкви над Константиновым разносится звон ансамбля восьми колоколов, который слышно далеко за пределами села, созывая верующих к богослужению и оповещая их о самых важных его частях. Во дни Великого поста – постный звон возвещает о Спасительных Страданиях Господа и призывает к покаянию, во дни Святой Пасхи вторит мелодично словам Церкви «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», во дни престольных праздников сопровождает крестные ходы…

Экскурсия на колокольню на светлой седмице, 2012 год

Наверх Наверх